Инквизиция от науки XXI века

<— пред. стр.     след. стр. —>

Инквизиция от науки XXI века

Но что происходит с современной наукой? Вы не найдете внятного классификатора областей знаний, не говоря уже о схеме их взаимодействия, области и методов исследования. Это связано с развитием смежных областей знаний, зачастую более бурного, чем классических.

И де-факто есть просто наука. Просто нечто большое, весьма сомнительное и плохо классифицированное. Огромный, не сформированный учебник, который каждый пишет как хочет, и безумного гения не всегда может остановить рецензент или патентный поверенный, по причине отсутствия у него достаточных компетенций. Эту роль берут на себя уже следующие ученые, и опять не всегда адекватные. Порой это хуже религиозной секты.

Не следует думать, что эти строки написаны из философских побуждений и высосаны, простите, из пальца. Просто ученые делают нечто нужное и полезное, но одновременно вредное и разрушающее. И речь идет далеко не о создании оружия. Лучше вам не знать, что вы едите и как сделано то, чем
вы пользуетесь. Это может противоречить вашим элементарным понятиям о жизни и безопасности.

Наука сегодня должна занять ведущее место в развитии Современной Цивилизации. Слово «должна» применено по причине того, что этого не произошло. Должна, потому что сегодня наука не совсем то, что называется наукой. Именно по этой причине достаточно часто технологические достижения коммерческого сектора находятся на острие прогресса больше, чем научные подразделения. То что называется наукой сегодня часто вообще не наука.

Материальная мотивация общества касается и научных исследований. Прямым следствием этой проблемы является непроизводительная ресурсоемкость научных исследований. Отсутствие смыслового содержания документации, это не только следствие низкой квалификации научных кадров. Не меньшую негативную роль играет постановка перед исследователями не научных задач. Требование от ученых желаемых результатов, не зависимо от фактического положения дел и того факта, что они противоречат реальности тоже не добавляет созидательной составляющей в работу научного коллектива. 

Однако это не совершенно безвыходная ситуация. Надо использовать мировой опыт. Надо чаше привлекать людей к ответственности. Всех участников процесса. Нужно реструкторизировать отрасль. Нужно не игнорировать мировые достижения, нужно их правильно использовать. Нужно дать людям возможность творчески работать.

Не меньшую важность несет разграничение между развивающейся наукой и консервативной ее частью. Это разделение должно быть понятно еще в процессе обучения, чтобы с одной стороны дать корректные знания, с другой — дать направление самостоятельной работы молодому ученому.
Авторский комментарий 18.04.2015

<— пред. стр.     след. стр. —>