Современные взгляды на уровень способностей и компетенций весьма прагматичны. Концепция приблизительно может выглядеть так: «Научим с учетом наших интересов, а кто посообразительнее, тот сам разберется, что мы им всем лжем. Это и есть талантливый человек». Всякая селедка – рыба, но не всякая рыба – селедка. Однако такая подмена понятий в вопросах интеллектуального развития скорее имеет сепаратную основу и призвана, насколько это возможно, сохранить существующее информационное и технологическое преимущество социальных групп в современном состоянии.
Проведенный анализ показывает, что адекватная подача учебного материала не только стабилизирует общественно-экономическую обстановку, но и дает преимущества в эффективности и количестве подготавливаемых кадров, отвечающих требованиям к способностям в современном обществе.