Понятийные точки второго порядка, актуальные и сегодня

<— пред. стр.     след. стр. —>

Понятийные точки второго порядка, актуальные и сегодня

Народная мудрость, актуальная на сегодня не заканчивается основными принципами идеологии современной цивилизации и распространяется на принципы второго порядка. Это понятийные точки сознания, являющиеся прямым следствием, применительно к взаимоотношениям между людьми.

А ларчик просто открывался;
Аппетит приходит во время еды;
Баба с возу — кобыле легче;
Без имени (и) овца баран;
Без матки пчелки — пропащие детки;
Без труда не вынешь (и) рыбку из пруда;
Без хозяина дом сирота;
Береги (платье снову, а) честь смолоду;
Береженого (и) бог бережет;
Большому кораблю — большое (и) плавание;
В здоровом теле — здоровый дух;
В ногах правды нет;
В чужих руках ломоть велик;
В чужом глазу сучок видим, а в своем (и) бревна не замечаем;
Век живи, век учись (а дураком помрешь);
Волков (волка) бояться — в лес не ходить;
Всяк (всякий) кулик в (на) своем болоте велик;
Всяк правду ищет, да не всяк ее творит;
Где кто родился, там и пригодился (годился);
Где мед, там и мухи;
Где тонко, там и рвется;
Глаза страшатся (боятся), а руки делают;
Говорят, (что) кур доят;
Гость (и) недолго (немного) гостит, да много видит;
Гром гремит не из тучи, а из навозной кучи;
Двух смертей не бывать (а одной не миновать);
Дело мастера боится;
Делу время, (а) потехе час;
Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось;
Дурные примеры заразительны;
Дыма без огня не бывает. Нет дыму без огня;
Жалует царь, да не жалует псарь;
Ждать да догонять — нет хуже;
Жизнь прожить (пережить)— не поле перейти;
Заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет (расшибет);
И на старушку бывает прорушка;
Каковы сами, таковы и сани;
Коготок увяз — всей птичке пропасть;
Кончил дело, гуляй смело;
Который (какой) палец ни укуси, всё (одно) (все, каждый) больно;
Кошке игрушки, а мышке слезки;
Криком изба не рубится (дело не спорится);
Куда иголка, туда и нитка;
Куй железо, пока горячо;
Курица по зернышку клюет, да сыта бывает;
Лес рубят — щепки летят;
Лиха беда начало (почин). Лиха беда начать;
Ложка дегтю в бочку меду;
Лучше поздно, чем никогда;
Любишь кататься, люби и саночки возить. Люби кататься, люби и саночки возить;
На ловца и зверь бежит;
На чужой (на всякий) роток не накинешь платок. На чужой рот пуговицы не нашьешь;
Назвался груздем (грибом), полезай в кузов;
Не плюй в колодец (в колодезь), пригодится воды напиться;
Не боги горшки обжигают;
Не все то золото, что блестит;
Не говори гоп, пока не перепрыгнешь (не перескочишь);
Не так страшен черт, как его малюют;
Одни с сошкой, (а) семеро с ложкой;
Охота пуще неволи;
Перед смертью не надышишься;
Под лежачий (под лежач) камень (и) вода не течет;
Попытка не пытка (не шутка) (а спрос не беда);
С кем поведешься, от того и наберешься;
Свет не клином сошелся. Земля не клином сошлась;
Слово не воробей, вылетит (выпустишь)—не поймаешь;
Слышал звон, да не знаешь (не знает), где он;
Сядем рядком да поговорим ладком;
Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи, а потом пытай!;
У семи нянек дитя без глазу (без глаза);
У страха глаза велики;
Чем богаты (богат), тем и рады (рад).

Перечисленные понятийные точки второго прядка в приведенном контексте, скорее имеют историческое значение, поскольку в современном мире принято часто использовать другие понятия. Поэтому приведенные пословицы, при сохранении их смысла часто приобретают обновленную лексическую форму.

Идеология современной цивилизации имеет весьма жесткие понятийные границы, которые следует понимать, чтобы успешно (прежде всего для собственной жизни) пользоваться ими. Незначительные заблуждения или бездумное к ним отношение может кончиться для индивида потерей мотивации, социальной изоляцией и, в отдельных случаях, выходом за пределы правового поля со всеми вытекающими последствиями

<— пред. стр.     след. стр. —>