Психология в Религии Современной Цивилизации

<— пред. стр.     след. стр. —>

Психология в Религии Современной Цивилизации

Истину мы не знаем, следовательно, словесно описать или сказать что-либо другому человеку не введя невольно его в заблуждение мы не можем, получается, что мы вынуждены говорить вещи далекие от истины. Но мы можем не вводить в заблуждение другого человека намеренно и этого достаточно для того, чтобы вместе искать истину.

«В психической жизни человека всегда присутствует «другой». Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле.», – Зигмунд Фрейд. Однако вместе с Фрейдом умерла и социальная среда прошлого века. Часто современные игрушки и реклама занимают в жизни ребенка больше места, чем родители, а виртуальный мир взрослого человека сравним с реальным.

Фрейд не сработал, сработал научно-технический прогресс, который создал огромную пропасть между продуктами цивилизации и возможностью конкретного человека по производству аналога. Человек окончательно потерял возможность обеспечить себя самостоятельно.

Следствием этого процесса стало технократическое разделение общества в соответствии с профессиональной квалификацией, способностями и уровнем понимания происходящих процессов. Наиболее многочисленным стал класс, не участвующий в процессе производства благ цивилизации.

Таким образом, запущен механизм обратной трансформации, когда интересы социума не имеют прямой связи с процессами обеспечения его существования. В этих условиях связь мотивации членов социума с реальным сектором экономики может быть только синтетическим продуктом, который не может адекватно оцениваться каждым членом социума. В любом случае, такая система понятий пока находится в стадии осознания.

«Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы». Гюстав Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры: «…психологическая масса есть провизорное существо, которое состоит из гетерогенных элементов, на мгновение соединившихся точно так же, как клетки организма своим соединением создают новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток».

Сегодня мы понимаем, что такого рода процессы являются следствием процессов не только психологических, таких как:

• исчезновение чувства ответственности;
• жертва собственными интересами по отношению к интересам толпы;
• желание быть лучше или не хуже;
• ощущения анонимности и безответственности толпы;
• феномены гипнотического рода.

Но и информационных, таких как:

• информационное взаимопонимание;
• импорт индивидом социальной среды.

Дело в том, что общественное сознание опирается на понятийные точки, близкие всем активным членам группы. Более того, индивиды, у которых эти общие понятийные точки отсутствуют, вынуждены принять общие правила игры, иначе не будут поняты и, как следствие, членами группы не станут. «Некоторые… черты… подтверждают право отождествить массовую душу с душой примитивного человека», – Зигмунд Фрейд. Естественно, что примитивные понятийные точки сознания имеют больше шансов стать общими.

Трудность самостоятельного формирования мировоззрения вызывает такие явления, как импорт индивидом понятийных точек или идеологии группы.

Свойства современных виртуальных сообществ сильно зависят от их информационной реализации. Известные на сегодняшний день реализации виртуальных коммуникаций имеют отличное от реальной толпы действие на индивида.

По причине технических задержек коммуникаций и использования письменных коммуникаций, диалоги более осмыслены. Но они катастрофически длительны и плохо читаемы собеседниками.

В целом виртуальная среда более консервативна, чем реальная, однако сложность идентификации внешнего вида, возраста, гендерной принадлежности способствует однонаправленному избирательному психологическому воздействию. Кроме того, благодаря созданию истории виртуальная среда имеет как сиюминутное, так и отложенное воздействие. Что делает более эффективным применение связанных логикой, растянутых в истории теоретических информационных воздействий.

«Склонную ко всем крайностям массу и возбуждают тоже лишь чрезмерные раздражения. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое», – Зигмунд Фрейд. Да, но это кратковременное раздражение. Отсутствие аргументации, замененное авторитетом, работает, но вызывает встречное противоборство, основанное на отсутствии аргументации.

Однако наличие аргументации не заменит необходимость авторитета у источника. Но авторитетность источника может быть заменена массовостью доведения информации. Таким образом, можно просто «кричать» громче других, чтобы вас было лучше слышно. Однако чтобы вам поверили, нужно говорить, опираясь на доминирующие понятийные точки сознания. Именно по этой причине, не зависимо от происхождения, они лежат в основе понятийной базы своей эпохи. Именно по этой причине и идеология, и представление социума о науке имеют форму легенды, достаточно далекой от их реального содержания. Самое интересное, что как легенда, так и математическая теория существуют в одном учебнике.

Социум погружается в знания на уровень, необходимый для существования индивида. Однако если правила требуют высокого погружения в информацию для пользования технологией, технология становится невостребованной. Таким образом, существует комфортная схема погружения в информационное пространство. Этот уровень упрощения определяет вашу информационную аудиторию или группу потребителей вашего товара.

Что касается идеологии, то она тоже имеет легенду, обеспечивающую уровень ее понимания. Если ее не создать, ее создаст рядовой обыватель из своих взглядов.

Поэтому религия современной цивилизации имеет как фундаментальное основание, так и упрощенное изложение. По Фрейду «…массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить». Во-первых, это касается в большей степени толпы физически собравшейся. Во-вторых, иллюзии, в данном контексте, тоже применены к общественному сознанию. Как и понятие жизни, следует понимать их как жизнь социума. Необходимо также понимать, что не обмануть человека очень сложно, даже абсолютная истина будет просто не услышана, если она далека от понятийных точек сознания индивида, особенно если говорить о массовом проявлении сознания.

Зигмунд Фрейд – весьма цитируемый персонаж XX века, его биография показывает яркую схожесть с известным героем романов Ильфа и Петрова. Блестящий и плохо востребованный ученый обнаруживает, что оздоровительный результат его сеансов напрямую зависит от их стоимости.

И не важно, что определило формирование сознания, злая собака или беспробудное пьянство родителей. Все дело в сексуальных расстройствах. Почему? А вы спросите молодого бойца, о чем он думает, когда смотрит на кирпич. О женщинах? А почему? Оказывается, он всегда о них думает. Простите, а о чем еще ему думать, когда он сыт и не война. Конечно, этот факт не умаляет значение Зигмунда. Круг общения создал авторитет, влияние которого вложило достижения психологии всей эпохи в извращенные уста Фрейда. Он просто великолепен в своих трудах, тем более, что секс, наркотики и рок-н-ролл стали флагманами следующей волны развития социальных отношений на существенной территории земного шара.

В реальности вожди становятся влиятельными благодаря тем идеям, к которым сами они относятся как к фантазиям. Однако это мнение всего лишь знаменитого французского психолога, социолога, антрополога и историка (речь идет о Гюставе Лебоне). Конечно, можно довериться этому мнению, но не более чем мнению ученого. Действительность же такова, что психология или социология участвуют в построении современного общества, исключительно предоставляя инструменты, которые уже используются за рамками широкодоступных наук.

Процессы глобализации и информационное общество смещают центр власти с публичного лидера на участников «средообразования». Речь идет об образовании политических, экономических, информационных, бытовых и социальных сред обитания человека. Лидер вынужден действовать в рамках своей ответственности. И непонимание этой ответственности не освобождает от последствий неразумного (невменяемого) управления.

Сегодня мы наблюдаем такой процесс переосмысления ценностей. И это переосмысление сопровождается своеобразным «временным откатом» понятий. По сути, своеобразное возвращение к понятийным точкам, не пересмотренным на предыдущем этапе развития.

В частности, что касается средств управления, то они возвращаются в область «миски супа». Кто вас будет кормить, тот и будет дрессировать, если захочет, конечно.

Окончание гонки за деньгами, в отличие от гонки за властью, дается с катаклизмами и психологическими расстройствами. Очень трудно опять ощутить себя тем, кем родился. И осознание собственного ничтожества, прежде всего в космическом смысле, приходит с каждым следующим поколением маленькими шажочками.

В гонке за деньгами вы гонялись за солнечным зайчиком. Смешно? Для многих из тех, кто поймал этот «солнечный зайчик», пожалуй, совсем не смешно. Только изменив систему ценностей, можно перестать топтаться на месте.

Все мы понимаем, что в социуме взаимоотношения людей должны определенным образом нормироваться. Хотя бы с той целью, чтобы была возможность их упорядочить.

Все мы понимаем, что смысл социума состоит в объективной эффективности совместного существования, полезности для конкретного индивида. Такие фундаментальные аспекты полезности, как идеология, интеллектуальная среда, свободы и степень пользования инфраструктурным продуктом и культурными ценностями фактически изучены и классифицированы слабо. И это не смотря на то, что они существуют с момента появления социума.

Все мы понимаем, что только благодаря несовершенству общественных отношений, богатые отношения внутри социума юридически сведены к обмену. И тот факт, что натуральный обмен усовершенствован, суть его не поменялась, хотя форма дала определенный толчок к развитию.

Оценка осязаемого продукта, который может создать человек и представить другим как результат своего труда, получила свое воплощение в эквиваленте, то есть деньгах, которые впоследствии были заменены на банковские билеты. Необходимо отметить, что банковские билеты не имеют функции эквивалентности тому или иному продукту. Это всего лишь технологический этап в цикле обращения владельца правом их (банковских билетов) выпуска. Этот цикл даже экономическим назвать сложно. Поскольку он не несет созидательного начала в экономических процессах. Это всего лишь механизм, связанный с их учетом (экономических процессов). Это информационный продукт.

Все мы понимаем, что процесс обмена связан со сравнением, и как следствие, с некими мерами. Но далеко не каждый может осознать, что единица измерения всего, что мы видим и слышим в современной экономической науке – далеко не доллар, рубль, евро или юань.

Однако если ваш мозг не отягощен глубокими познаниями в информационных технологиях, вы будете не меньше смеяться, когда узнаете, что единица измерения информации – это «байт». Простите, но это касается исключительно конкретного цифрового представления информации. С таким же успехом «байт» может быть заменен на «банковский билет» и наоборот.

Психологическое отношение к современной идеологи:
• Ценность конкретного объекта окружающего мира для разных индивидов не может быть одинаковой по определению;
• Попытка создать единую систему мер для объектов окружающего мира не увенчалась успехом;
• Вы, как конкретный индивид, имея свою систему ценностей, всегда найдете среди недооцененного продукта то, что вам нужно, чтобы принести пользу другим членам общества, чтобы стать для них необходимым.

Понятийные инструменты современной идеологии:
• Жизненная концепция, определяющая направленность на создание полезных для членов общества продуктов (вы должны четко стремиться сделать продукт, который нужен другим, и насколько будет нужен ваш продукт, настолько нужны вы);
• Разумный подход к решению жизненных задач (любое дело делается головой, а только потом руками и голосом, только такое дело имеет шанс на успех, поступок сделанный бездумно достоин скорее дождевого червя);
• Создать продукт или проект в гармонии с окружающим миром (иначе вы рискуете попасть в немилость других членов общества, в среду обитания которых вы вмешиваетесь).

<— пред. стр.     след. стр. —>